Рейтинг@Mail.ru Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
ПРАВОСЛАВИЕ.RU Православный Календарь на 2008 год
ПРАВОСЛАВИЕ.RU карта сайтаПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ »  Храмы и Монастыри »  Храмы Москвы




Рейтинг@Mail.ru


Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы Божией Матери ''Взыскание погибших''

Москворецкое благочиние Москвы
(Округ Центральный, управления Замоскворечье и Якиманка)

Престолы

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Адрес: Софийская наб., 32

Ближайшее метро:

  • Метро "Третьяковская"
  • Метро "Китай-город"

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. - сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

История Храма

Храм с главным престолом Софии Премудрости Божией построен в 1682?86 в слободе царских садовников с трапезной с приделами апостола Андрея Первозванного (1722) и святителя Николая Чудотворца. Одноименная деревянная церковь (первое письменное упоминание в летописи (в связи с пожаром) ? 1493) находилась, предположительно, западнее от сегодняшнего месторасположения Софийского храма, там, где сейчас находится ?Дом на набережной?. В 1862?68 возведена стоящая отдельно на Софийской набережной, напротив Кремля, высокая шатровая колокольня с храмом (в нижнем ярусе) иконы Божией Матери ?Взыскание погибших? (арх. Н. И. Козловский). В 1890-93 вместо обветшавшей старой трапезной Софийского храма построена новая (арх. Веригин) с одноименными приделами.
Закрыты около 1930. Владимирская икона Божией Матери (кон. XVII в.) попала в 1933 в Третьяковскую галерею. Здания использовались под многоквартирный дом. Лабораторию Московского института стали и сплавов, учреждение.
Софийский храм увенчан горкой кокошников с глухим пятиглавым завершением. На главах ? покрытие из зеленой поливной черепицы. Наличники на окнах ? XVII в. Трапезная (ее боковые фасады напоминают стены колокольни) служит как бы связующим звеном между контрастными в архитектурном отношении Софийским храмом и колокольней. Шатровая колокольня ? арх. стилизация (смешение древнерусских и условных романо-мавританских мотивов). В окнах сохранились первоначальные решетки сложного рисунка. В 1970-х начаты реставрационные работы. Надвратный храм ? однопрестольный ? иконы Божией Матери ?Взыскание погибших? возвращен верующим в 1994 (осв. малым чином в 1995). В Софийском храме продолжается реставрация. Работают магазины православной литературы и церковной утвари.




Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в г. Москве 13-16 августа 2000 года, протоиерей Александр Александрович Андреев прославлен как священномученик.
Тропарь, глас 5
Днесь возсия нам священное торжество/ в прославлении священномученика Александра,/ принесшаго себя в жертву Богови,/ темничное злострадание претерпев,/ в кротком исповедании веры Православный/ пострадал еси даже до крове,/ вышнюю радость и славу наследовал еси/ сего ради почитаем тя усердно вопиюще:/ не забуди свою паству Рязанскую,/ помяни нас у Престола Всевышняго,/ да страну нашу Российскую Господь в мире сохранит/ и спасет души наша.



ЦЕРКОВЬ СОФИИ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ
в Средних Садовниках
Первое упоминание о храме датируется 1495 г. В XVII в. царские садовники поселились на территории сада, который был уничтожен большим пожаром 1701 г. и более не восстанавливался, и построили здесь церковь Софии, стоящую доныне. По церкви была названа и набережная ? Софийская.
В 1682 г. выстроена нынешняя главная церковь в камне. Придел Андрея Первозванного числится с 1722 г. В 1757 г. слева в трапезной освящен придел Димитрия Ростовского, впоследствии упраздненный. В 1868 г. архитектором Н.И.Козловским выстроена нынешняя колокольня, старая шатровая была при трапезной. В 1890 г. разобрали трапезную и стали строить новую, где 15 сентября 1891 г. освящен придел Андрея Первозванного, а 8 мая 1893 г. придел св. Николая. Главный иконостас был устроен в 1857 г.
В феврале 1925 г., незадолго до кончины, в храме Софии отслужил литургию св. Патриарх Тихон.
В храме Софии на Софийской набережной с 1924 г. служил протоиерей Александр Александрович Андреев (род. в 1901 г.). По приезде в Москву он первоначально был с 1922 г. вторым священником в церкви Воскресения в Кадашах, где застал организованное еще до него о.Николаем Смирновым сестричество из прихожанок. В 1924 г. указом Патриарха Тихона о.Александр был переведен настоятелем в Софийскую церковь, где частично из прежних участниц сестричества, а частично из новых создал другое сестричество, собиравшееся на вечерние беседы-агапы, на которых сестры пели духовные стихи из изданной митр. Московским Макарием ?Лепты?. Они также занимались благотворительностью и помогали в работе по храму. 23 июня в левой стороне колокольни начали устраивать помещение: вверху сводчатая комната была занята спальней, внизу отведена под столовую. По воскресеньям в столовой был бесплатный обед для бедных и сирых. Алтарницей храма стала монахиня Т. из недавно закрытого Зачатьевского монастыря в Москве. Над спальней помещался храм ?Взыскания погибших?. Была также хорошая библиотека, приобретенная о.Александром у одного еврея, ? книги были из Оптиной пустыни и предназначались на обертки.
Церковь, по воспоминаниям участницы сестричества сестры Марии, была маленькая, с лепными украшениями и очень красивым беломраморным иконостасом. Построил ее купец Харитоненко в память исцеления его дочери от болезни ног. Туда сестры собирались в полдень и пели канон Божией Матери, а маленькая Ее икона была с правой стороны ? ее держали ангелы на своих руках, изображенные во весь рост. Когда церковь закрыли, она пропала, а некоторые иконы перенесли в церковь Ризположения (вероятно, на Донской ул.).
Еще до своего ареста батюшка решил преобразить храм изнутри. Он привез позолоченный иконостас из закрытого монастыря. Подняли амвон повыше, и алтарь засиял. Одного из реставраторов звали Василий Баранов, другого Иван. Художником был гр. В.А.Комаровский, он изобразил над средней аркой сюжет ?О Тебе радуется всякая тварь?, а на столбах, под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах. Наконец, ремонт был закончен ? хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта тем не менее в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися, словно горел некий огонек, объединяющий всех.
После ареста о.Александра в 1929 г. церковь вскоре закрыли; библиотека пропала. Внутри обосновался ?Союз безбожников?. Батюшку сначала выслали в Семипалатинскую область. В 1932 г он вернулся и служил вторым священником в Рязани. В 1936 г. его снова арестовали и заключили в особый лагерь в Mapиинске, а в 1937 г. на день Введения Божией Матери во храм он был расстрелян.
Икона Богоматерь Владимирская, конца XVII в., московской школы, из церкви Софии ?в Средних Садовниках?, в 1933 г. поступила в Третьяковскую галерею из фонда МОНО (Моск. отдела народного образования).
После закрытия в храме располагалось жилье. В 1965 г. М.Л.Богоявленский записывал: ?Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами отвалилась, некоторые кирпичи выскочили, а в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е гг. реставрировалась?.
Ленивая реставрация самого храма началась в 1976 г. К 1983 г. было почти полностью восстановлено покрытие с кокошниками и пять главок. Вновь сделаны наличники XVII в. Внутри работала Лаборатория термомеханической обработки (!) Института стали и сплавов. В 1960 ? 1980-х гг. в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ ?Союзподводгазстрой?.
К 1990 г. на церкви восстановлены главы без крестов.
По материалам книги П.Паламарчука ?СОРОК СОРОКОВ?
К Пасхе 2004 года внешнее убранство храма - кресты, главы и барабаны и кровля трапезной были отреставрированы, весь храм изнутри отштукатурен и побелен, положены новые каменные полы. Были изготовлены новый временный однорядный иконостас главного алтаря и престол с жертвенником. 11 апреля 2004 года в Праздник Светлого Христова Воскресения была отслужена первая Божественная Литургия. С этого дня в храме совершаются всенощные богослужения под воскресные дни и Великие праздники и Литургия в самый день Праздника.


ЖИТИЕ
священномученика Александра Рязанского


Протоиерей Александр Александрович Андреев, Скорбященская церковь города Рязани
Память совершается 22 октября (4 ноября н. ст.),
в Соборе новомучеников и исповедников Российских
и в Соборе Рязанских святых
Священномученик Александр родился 24 февраля 1901 года в г. Москве в благочестивой семье приказчика пивоваренного завода. Его родители Александр и Елена смогли воспитать своих двух сыновей не только глубоко верующими, но и достойными служителями Православной Церкви в самые тяжелые годы гонений 30-х годов XX века. Оба брата служили в свое время в Рязанской епархии: Александр стал протоиереем и настоятелем Скорбященской церкви г. Рязани, а Борис был старшим иподиаконом священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого. Оба брата за верность Православию подверглись репрессиям и достойно приняли мученические венцы, будучи расстреляны в тюремном заключении.
В начале жизненного пути ни сам Александр, ни его родители, видимо, и не помышляли о его будущем церковном служении. С самого детства он очень любил церковную молитву и часто посещал, когда с родителями, а когда и самостоятельно, разные храмы и монастыри Москвы. Закончив школу, Александр по настоянию родителей поступил в Московское мещанское училище и успешно его закончил по специальности ?бухгалтер?. В то же время он понимал, что это не его призвание, так как душа рвалась к церковному послушанию. Смутные события того времени прервали устремления благочестивого юноши, так как он был призван в ряды Красной Армии. С 1918 по 1919 годы он служил писарем в 684 сводном эвакуационном госпитале. В 1919 году, по окончании воинской службы, он был определен послушником Московского Вознесенского монастыря, где обычно по приезде в Москву останавливался архиепископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский). Владыка приметил ревностного послушника и предложил ему быть иподиаконом, а затем и вовсе забрал его к себе в епархию. Своим духовным образованием Александр обязан Владыке Тихону, который постарался вложить в него глубокие богословские и церковно-канонические знания, а также смиренную любовь к церковному послушанию.

Священник Александр Андреев, г. Москва, 1922 г.
В 1921 году в г. Уральске архиепископ Тихон (Оболенский) рукоположил иподиакона Александра Андреева во диакона, а затем во священника. Причем о. Александр пожелал сочетать священство с обетом безбрачия. В 1922 году вместе с архиепископом Тихоном он возвратился в Москву и был определен на священническое место к Воскресенской церкви в Кадашах, где в течение двух лет служил вторым священником. В 1924 году Указом Святейшего Патриарха Тихона о. Александр был назначен настоятелем Софийской церкви на Софийской набережной в Москве. Здесь он смог раскрыть многие свои дарования, прежде всего ? великого труженика и практического организатора жизни православной общины. Отец Александр основал при храме сестричество, в которое входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. 23 июня 1924 года в левой стороне колокольни начали устраивать помещения: сверху комната была занята спальней, внизу ? отводилась под столовую. С этого времени пятнадцать сестер постоянно жили при храме. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды для бедных, нищих и сирот, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвовании на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования. Руководил сестричеством настоятель храма.
При Софийском храме отец Александр также устроил хорошую библиотеку, в фондах которой было много книг из Оптиной пустыни, приобретенных у одного торговца. Таким образом, о. Александр спас много духовной литературы от уничтожения, так как торговец, будучи иноверцем, использовал листы этих книг на обертки для товара.
Также о. Александр заботился о внутреннем убранстве и благолепии храма, для чего начал ремонтно-реставрационные работы в нем. Увеличив высоту амвона, он привез из закрытого к тому времени Симонова монастыря позолоченный иконостас, что очень преобразило главный алтарь. Реставратором В. Барановым и художником В. Комаровским были восстановлены настенные фрески, а также написаны новые сюжеты. Во многих местах перед росписью была заменена штукатурка. Сам о. Александр работал целыми днями на ремонте храма, и, как свидетельствуют очевидцы, часто даже спал на лесах. Многое удалось сделать, но не все, что было задумано. В будущем планировалось продолжение этих работ. Богослужения в храме во время ремонтно-реставрационных работ не прерывались.
В феврале 1925 года, незадолго до кончины, в храме Софии, Премудрости Божией, отслужил Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. 25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, ?являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества?. Кроме того, он обвинялся в том, что ?молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания?. Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования ?для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов?.
Весьма примечательно, что ни сам о. Александр, ни свидетели по данному делу не допрашивались, но тем не менее постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области.
Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань, где в то время правящим архиереем был священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий. Владыка Иувеналий, сам к тому времени уже прошедший тюрьмы и Соловецкое заключение, милостиво встречал священство, возвращавшееся из ссылок, и старался предоставить ему возможность служения на приходах епархии. За время пребывания на Рязанской кафедре он смог принять и определить на приходы около тридцати бывших осужденных священников, в том числе и о. Александра Андреева. Сначала о. Александр был назначен вторым священником к Скорбященской кладбищенской церкви, но впоследствии, будучи возведен в сан протоиерея, стал ее настоятелем.
В 1933 году, узнав о месте пребывания старшего брата после ссылки, из Москвы в Рязань приехал младший брат о. Александра ? Борис. В детстве он прислуживал у епископа Коломенского Сергия (Воскресенского). Владыка Иувеналий после того, как о. Александр представил ему Бориса, предложил последнему быть при нем иподиаконом. Так же, как и в Москве, служение о. Александра в Рязани отличалось усердием, верностью и непоколебимой преданностью Патриаршей Церкви, возглавляемой Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), а также активным участием в жизни епархии. Он был в числе ближайших сотрудников и сподвижников Владыки Иувеналия. Несколько раз он посылался в Москву по епархиальным делам и для получения мира. Отец Александр был лично знаком Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Несколько раз он был у Владыки Сергия на приеме по поручению Управляющего Рязанской епархией и, как он сам говорил, ?по вопросам службы?.
Отец Александр был духовно близок и викарию Рязанской епархии, епископу Скопинскому Игнатию (Садковскому). Когда Владыка Игнатий приезжал в Рязань к Управляющему епархией Владыке Иувеналию, он, как правило, останавливался у о. Александра, который занимал две небольшие комнатки в сторожке Скорбященской церкви. Последний раз Владыка Игнатий посетил о. Александра осенью 1935 года незадолго до последнего ареста.
Исполняя обязанности настоятеля Скорбященской церкви, он прикладывал много усилий для поддержания должной церковной дисциплины и благочестия в храме Божием. В то время это не просто было сделать, так как Церковь была гонима и презираема. Небрежение государства к Церкви сильно влияло на уровень благочестия прихожан и церковного причта. В начале 1936 года в Рязани было возбуждено следственное дело, по которому подверглись аресту двадцать семь человек священно-церковнослужителей и активных верующих. В обвинительном заключении от 13 мая 1936 года записано следующее: ?Рязанскому Райотделу УНКВД МО стало известно, что руководитель Рязанской епархией Масловский Евгений Александрович, он же монах Иувеналий, пользуясь властью и религиозным влиянием на духовенство и актив церковников, подчиненных ему, стал проводить контрреволюционную работу, группируя вокруг себя к-р настроенное духовенство, монашество и актив церковников?.

Протоиерей Александр Андреев,
Рязанская тюрьма, 1936г.
По этому делу подверглись аресту священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий; архимандрит Мина (Шелаев), иеромонах Петр (Чернышев), протоиерей Андрей Куницын, протоиерей Александр Андреев, иеромонах Серафим (Крупное), протоиерей Ксенофонт Синеутский, священник Николай Поливанов, священник Леонид Викторов, иеромонах Фео-дорит (Юрин), протоиерей Александр Виноградов, священник Сергий Виноградов, священник Леонид Садовский, священник Петр Сурин и другие. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы. Во время следствия, на допросах, вел себя уверенно и спокойно. Никого не оговорил. Категорически отверг все обвинения, выдвинутые против него следствием.
Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев ?за участие в контрреволюционной группе? был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.
Для отбывания наказания он был направлен в Сусловское отделение исправительно-трудовых лагерей Западно-Сибирского края. Здесь же, в заключении, вместе с о. Александром был осужденный с ним архимандрит Мина (Шелаев), а также многие другие иерархи и духовенство Русской Православной Церкви.
В сентябре 1937 года в Сусловском отделении Сиблага было возбуждено следственное дело о существовании в лагере ?контрреволюционной группы? под руководством заключенного здесь архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). В вину этой группе вменялось саботирование работ, контрреволюционная и религиозная пропаганда. По делу были привлечены к ответственности 15 человек, 12 из которых постановлением ?тройки? УНКВД Новосибирской области были приговорены к расстрелу. Среди них ? священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский; преподобномученик Мина (Шелаев), священномученик Александр Андреев.
Приговор был приведен в исполнение 22 октября (4 ноября) 1937 года.
Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в г. Москве 13-16 августа 2000 года, протоиерей Александр Александрович Андреев прославлен как священномученик.
Тропарь, глас 5
Днесь возсия нам священное торжество/ в прославлении священномученика Александра,/ принесшаго себя в жертву Богови,/ темничное злострадание претерпев,/ в кротком исповедании веры Православный/ пострадал еси даже до крове,/ вышнюю радость и славу наследовал еси/ сего ради почитаем тя усердно вопиюще:/ не забуди свою паству Рязанскую,/ помяни нас у Престола Всевышняго,/ да страну нашу Российскую Господь в мире сохранит/ и спасет души наша.
Основание:
1. Архивно-следственное дело ? 521648 учетно-архивного отдела УФСБ РФ по Рязанской области.
2. Архивно-следственное дело ? 9611 архива УФСБ РФ по Рязанской области.
3. Архивно-следственное дело ? 29791 архива УФСБ по Кемеровской области.
4. ?Православная энциклопедия?. М., 2000 г., т. 1, стр. 475.
5. ?За Христа пострадавшие?. ПСТБИ. М., 1997 г., стр. 80.

14/12/2005 р.б. Наталья

cайт храма

http://www.sofija.ru/

14/12/2005 И. Луцкий

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU